г. Курск, ул. Обоянская, д. 16

Пн-Пт 08:00-20:00

Буллинг в жизни детей и подростков

Буллинг – систематически повторяющиеся модель поведения группы, стремящиеся нанести вред, как физический, так и психологический одному и тому же человеку. Термин «Буллинг» происходит от английского языка и обозначает «хулиганство», «травля». Буллинг широко распространен в школах, колледжах, кадетских учреждениях, где присущ формальный организованный коллектив.

Основная причина травли в таких коллективах, это агрессивные способы подавления тревоги и разрешения проблем. Провоцирующими факторами буллинга в школах, колледжах становятся:

  • Негармоничная иерархия: Негармоничное распределение статусов, появление ролей «изгоев», которые становятся объектами насмешек, унижения со стороны сильных и эмоционально нестабильных учащихся (чаще всего это лидер или антилидер и его свита).
  • Подростковый возраст: Перестройка систем организма, гормональный дисбаланс приводит к импульсивности поведения, снижению самоконтроля. Ведущими эмоциями становятся тревога, раздражение, которые реализуются через агрессию. Если к такому поведению прибегает лидер, то к нему обязательно присоединятся его последователи.
  • Жестокое обращение в семье: Чаще все агрессоры – люди пережившие, насилие от родителей или других, обладающих силой.
  • Социально-экономический статус: Дети из семей с низким доходом чаще становятся жертвами травли.
  • Социокультурное влияние: Перенасыщение детей информацией, просмотр фильмов и видео –роликов, где отсутствуют моральные устои и демонстрируются проявления агрессии.

Травля может происходить не только в стенах учебного заведения, но и по дороге в него, в социальных сетях. Инициатор буллинга стремится повысить уверенность в себе, чувство собственной важности и авторитет, для этого он использует различные тактики. Существуют основные формы травли:

  • Изоляция – Человека исключают из общих интересов, мероприятий группы, он оказывается в одиночестве.
  • Вербальные издевательства – высказывание обидных слов, насмешек, словесных угроз.
  • Бодишейминг – обидные высказывания относительно внешнего вида, размеров или форм тела человека.
  • Физические издевательства – применение грубой силы, грубые жесты.
  • Сексуальные издевательства – шутки, жесты, комментария на тему секса, распространение сплетен.
  • Кибербуллинг – запугивание или троллинг (провокация или издевательства в сетевом общении) в интернете.

Буллинг в детском коллективе разделяет его участников на 3 группы. Первая страдает от насилия – «жертва» и «защитник жертвы», который заступается за жертву, поддерживает её или пытается ободрить. Вторая – разжигают ненависть к жертве, самоутверждаются и развлекается, сюда относят: «Агрессор» – активен, берёт на себя инициативу или инициирует травлю, ведёт себя как лидер. «Ассистент» – принимает активное участие в травле, но больше как последователь, чем как лидер. «Усилитель» – поощряет травлю, обеспечивает аудиторию. Третью группу можно обозначить, как «страдающие» или «наблюдатели». Свидетели переживают вторичный эффект насилия, постоянно находятся в напряжении и опасении, что травля будет обращена на них. Так, группа будет состоять из трёх ролей: преследователи, свидетели и жертвы.

За травлей всегда стоит физическое неравенство или особое положение в группе. Инициаторами агрессии становятся ученики, популярные, занимающие статусное положение – лидеры, либо отверженные – антилидеры.

Буллинг в школах можно рассматривать как механизм проживания негативных эмоций – тревоги, стресса, а также как способ самоидентификации, в ходе которой ученики получают представление о своём положении в социальной группе.

Для младших классов характерны простые физические способы травли – пинки, толчки, удары. Чаще всего агрессия направлена на жертв, которые физически слабее, главным атрибутом этих унижений должны быть зрители, если эти унижения никто не видит, то теряется смысл. Агрессоры часто врут. За их ложью скрывается страх наказания. В данном возрасте дети ориентированы на мнение взрослого, поэтому агрессоры стараются выгородить себя и предстать в глазах взрослых в лучшем свете.

В средних классах на ряду с физическим насилием применяют и вербальное. Мнение взрослы в том возрасте становится менее важным проявляется желание отделиться психологически. Буллинг в школе проявляется оскорблениями, словесными унижениями, физическим нанесением вреда. Ложь взрослому встречается реже, порицание с его стороны способствует сепарации подростка. В средних и старших классах вербальный буллинг может принимать другие формы: используются сплетни, наговоры, сарказм, распространение лживых слухов, которые способствуют социальной изоляции. Психологическая травля выражается запугиванием, шантажом, бойкотом. С целью унижения могут заставлять жертву выполнять различные изощрённые действия.

Буллинг вызывает тяжёлые психологические травмы у детей, ставшими жертвами. Последствия, с которыми они сталкиваются: заниженной самооценкой, сниженной мотивацией, паническими атаками, психосоматическими заболеваниями, затяжной депрессией, стрессом, нарушением сна, аппетита. Снижение учебной мотивации приводит к прогулам уроков. Травля – одна из наиболее распространенных причин самоубийств.

Настораживающие признаки поведения ребёнка первыми замечают матери:

  • Негативное отношение к школе: Ребёнок ищет любые причины, чтобы не идти на занятия, прогуливает уроки, часто болеет (проявление психосоматического расстройства).
  • Плохое настроение: Ребёнок подавлен, разозлён, плаксив без видимых причин.
  • Умалчивание о проблеме: Жертвы ничего не рассказывают о друзьях, одноклассниках, школьной жизни. На вопросы отвечают односложно, неинформативно. При более подробных расспросах раздражаются и становятся замкнутые.
  • Ухудшения здоровья: Нарушается сон, аппетит. Возникают боли неясного происхождения – головные, мышечные, в животе, груди.
  • Внешние признаки травли: На теле, лице обнаруживаются ссадины, синяки. Ребёнок приходит домой с порванными и испорченными вещами.
  • При обнаружении перечисленных изменений родители должны обратиться к школьному психологу, классному руководителю.
  • Позвонить по телефону доверия для подростков 8-800-2000-122.

 

 

 

Медицинский психолог КГКБ №3 Вялых П.А.

УВАЖАЕМЫЕ ПАЦИЕНТЫ!  

Оказание медицинской помощи населению ОБУЗ «Курская городская клиническая больница №3» в праздничные и выходные дни с 28.04.2024 по 01.05.2024 г. организована по следующему графику:

Дежурные администраторы с 09-00 до 15-00

Медицинская помощь взрослым в амбулаторных условиях, в т. ч. на дому, оказывается дежурной сменой врача-терапевта участкового и медицинской сестры:

По адресу ул. Обоянская, 16 – с 08-00 до 16-00;
По адресу: 2й Промышленный пер, д. 13 – с 09-00 до 16-00;

Медицинская помощь детям в амбулаторных условиях оказывается дежурной сменой врача-педиатра участкового и медицинской сестры по следующему графику:

29.04.2024 г.– 30.04.2024 г., 01.05.2024 г. 09-00 до 12-00 по адресам: ул. Энергетиков, д.28 и 2-й Промышленный пер., д.8
Обслуживание вызовов на дому с 12-00 до 16-00.
28.04.2024 г – выходной.

Приемная

+7 (4712) 25-06-30

Взрослая поликлиника

+7 (4712) 25-06-30

+7(4712) 32-32-34

Детская поликлиника

+7 (4712) 25-06-31

Главный врач

+7 (4712) 24-15-75, добавочный 556

Главный бухгалтер

+7 (4712) 32-34-92

Заместитель главного врача по медицинской части

+7 (4712) 25-06-30 добавочный 612

Заведующая детской поликлиникой

+7 (4712) 25-06-31 добавочный 700

Заместитель главного врача по КЭР

+7 (4712) 250-630 добавочный 209

Заместитель главного врача по экономическим вопросам

+7 (4712) 37-01-67 (факс)

Начальник отдела ГО и ЧС

+7 (4712) 250-630 добавочный 803

Заведующая взрослой поликлиникой

+7 (4712) 250-630 добавочный 324

Главная медицинская сестра

+7 (4712) 250-630 добавочный 811

Начальник одела материально-технического снабжения

+7 (4712) 250-630 добавочный 803

Начальник отдела кадров

+7 (4712) 250-630 добавочный 805
+7 (4712) 250-832 добавочный 805

1-е анестезиолого-реанимационное отделени (АРО1)

24-25-80
Время для звонков с 13:00 до 14:00 и 18:00 до 19:00